<< На главную

Попытка сплава по р. Чарыш, 
24 июня-1 июля 2005 г.

Запланированный маршрут: Тюдрала - Усть-Кумир - Коргон - Владимировка - Чарышское.

Участники:
* Игорь, Родион (1-ая байдарка),
* Кирилл, Маша (2-ая байдарка).

Свой выбор реки для традиционного сплава в этот раз я остановил на Чарыше, т.к. по всем параметрам река интересная и не очень сложная. Но надо сказать, что про Чарыш информации очень мало - я нашел в сети всего один отчет о сплаве по Чарышу на резиновых лодках (http://trip.altailand.ru/list.php?lang=0&topic=5), и знакомые сплавщики сказали только "веселая речка". Несмотря на это, я все же решил пройти эту реку и вот что из этого вышло.

День 1 (25 июня)

Утром в субботу мы выгрузились из поезда в Бийске и тут же подверглись атаке таксистов, предлагавших везти нас куда угодно. Нам это было выгодно, т.к. ехать на автобусах с двумя пересадками нам не очень хотелось. Сговорились с мужиком на Volkswagen Passat за 3000 р. до Тюдралы. Не без проблем запихали в машину весь свой багаж (две байды плюс два рюкзака). Каркасы от байдарок пришлось засунуть в салон, придавив ими Машу с Кириллом. Посоветовавшись с коллегами-таксистами, водила решил ехать до Усть-Кана по короткой дороге через Солонешное. Всю дорогу я смотрел на хорошо знакомые места, поскольку два года назад ехал здесь на велосипеде, только в обратном направлении. Когда закончилась равнина и пошла горная дорога с крутыми поворотами и спусками - подъемами (по которым наш водила ехал со скоростью 80-100 км/ч), Кирилл (и иногда Маша) регулярно стал просить остановить машину, чтобы сбегать в кустики и опустошить свой желудок :)

Вылезли перед деревней Тюдрала. Пока собирали байдарки, нас успел помочить небольшой дождь, да и вообще погода хмурая какая-то. Сразу обратили внимание на быстрое течение в Чарыше и торчащие с берегов "расчески". И сходить бы нам ниже по реке на разведку, но мы этого не сделали и решили плыть сразу, но чалиться к берегу перед каждым непонятным препятствием. Чарышское крушение (рисунок Родиона)Но сильное течение и частые повороты реки сделали свое черное дело - за очередным поворотом мы не смогли уйти от "расчески", нас под нее затянуло и хорошенько расчесало :) Продравшись через нее и немного замешкавшись, мы тут же попали под следующую, где и перевернулись. И метров через 100 самосплава нас припечатало к завалу, а Родиона с Машей даже протащило под бревнами (под водой). Кирилла прижало к завалу байдой и он кричал: "Меня придавило!", но когда понял, что никто не торопится его спасать, вылез на берег сам. Я же отделался легче всех, т.к. смог повиснуть на бревне и потом вылез на него.

После того, как все выбрались на берег, начали спасательную операцию со второй байдой. Сначала кое-как вытащили из нее привязанные рюкзаки, а затем с помощью оставшихся у нас веревок (и какой-то матери) и ее саму. Два средних шпангоута в конструкции оказались поломанными. Первая же байда (в которой были наши с Родионом вещи: фотики, телефоны, документы, обратные билеты и т.д.) бесследно исчезла, как и три весла. Четвертое весло повисло на дереве, под которым мы кильнулись, и было непонятно как его достать. Потери конечно существенные, но первая мысль была "Главное что все живы".

В конце концов Родион переправился на левый берег и позвал на помощь местных алтайцев. Они перевезли нас на коне через реку и предложили у них остаться на ночь. Мы остановились в доме у молодого алтайца Сани, за что ему большое спасибо, и вечером пошли на поиски байды ниже по течению с другим местным жителем Сергеем (кстати, единственный замеченный нами русский в Тюдрале). В результате поисков нашли только одно весло, байды не было...

Итого за день проплыли около 500 метров.

День 2 (26 июня)

Где бы еще поездили на лошадях!Спасение байдарки (рисунок Родиона)Утром мы решили еще раз хорошенько прочесать все места возможного нахождения нашей байды. Искали до самого обеда, но нашли только еще одно весло. Мы с Родионом уже представляли себе как будем жить бомжами, без денег и документов, но меня больше всего беспокоило то, что мой планируемый велопоход оказался под угрозой срыва!

Но тут приходят местные девчонки и говорят нам, что пацаны чего-то нашли. Не веря своим ушам, идем к месту находки и там оказывается наша первая байда, причем под тем самым завалом, откуда мы вчера вытаскивали вторую! А мы думали, что она уплыла дальше и искали ниже по течению. Видимо за ночь завал сдвинуло и поэтому стало возможным увидеть ее. Правда виден был только гермомешок, и тот на глубине около метра, а байда еще глубже. Оставшиеся полдня с помощью Сани и местных пацанов мы под дождем проводили спасательную операцию - пилили, рубили деревья, разбирали завал, но вытащить удалось только герму с насквозь мокрыми вещами (хорошая герма, ничего не скажешь!), а байда уплыла ниже и мы решили отложить ее спасение на следующий день, т.к. все уже дико устали.

День 3 (27 июня)

В Тюдрале (рисунок Родиона)Ночью и утром продолжались дожди, из-за чего вода в Чарыше поднялась еще сильнее и стала мутной - глубже 20 см ничего не разглядеть. До обеда мы снова пытались искать байду, но в такой воде найти ее было нереально. Ждать пока спадет вода бессмысленно, т.к. непонятно когда это вообще произойдет, и мы решили завтра утром ехать в Майму (там у Родиона живут родственники), оставить там все лишнее и оставшееся до поезда время провести на озере Ая, полазить по окрестным горам.

Когда мы пошли в магазин за хавчиком, нас уже узнавала вся деревня: "Так это вы утопленники?" :))

Из разговоров с местными узнали, что оказывается Чарыш в этом месте недавно поменял русло, чем и объясняется такое количество завалов. Сильные завалы продолжаются еще как минимум 2 км после Тюдралы, и потом еще периодически встречаются до самого устья Кумира. Была бы у нас эта информация на момент приезда, мы начали бы сплав именно оттуда...

Итак, подсчитываем потери: одна байдарка, одно весло (третье весло пацаны все же сумели снять с дерева), рюкзак без клапана, 2 миски, 2 кружки, 2 ложки, топор, кепка , один кроссовок и одна сандалия. Плюс к тому насквозь мокрые фотики и телефоны. Могло быть и хуже...

День 4 (28 июня)

На Чуйском тракте (рисунок Родиона)Готовим ужинКупание в озере АяКакой-то местный алтаец, обещавший нам вчера найти транспорт до Усть-Кана, конечно же ничего не нашел. Поэтому утром мы просто выходим на дорогу и идем по ней, пытаясь стопить попутные машины. Вскоре нам это удается и мы едем на "Газели" до Усть-Кана за 50 р. Там Родион звонит своим родственникам, мы находим машину (за 1200 р.) и едем к ним в Майму. Оставив у них лишние вещи и попив чаю с блинчиками, мы едем на Аю. Из прошлого опыта (я был здесь 5 лет назад) идем в обход главного входа (т.к. там берут плату) и натыкаемся на колючую проволоку. В итоге все равно пришлось идти через главный вход, благо в этот момент собирателей денег там не было.

За последние 5 лет количество всяких баз отдыха на Ае увеличилось раза в два, половина берега уже застроена. Мы же расположились на пока еще нетронутой половине, разожгли костер прямо на берегу (за что полагается штраф от 100 до 300 р.), пилили дрова с шумом на все озеро, правда палатку поставили в стороне, чтоб было незаметно.

День 5 (29 июня)

Скала "Чертов палец"Скалолазание (Родион)Скалолазание (Игорь)Сегодня с самого утра стояла жара, поэтому мы весь день проматрасничали на озере, купались, загорали. Лишь к вечеру решили выползти и сходить на скалу "Чертов палец". Я без труда вспомнил туда дорогу и минут через 40 мы были уже на месте. Как и следовало ожидать, там ходят толпы отдыхающих, место очень популярное. Но в этот раз нам еще и повезло (должно же нам хоть в чем-то повезти) - встретили там Олега, инструктора по скалолазанию, который всего за 100 р. предлагал спуститься по веревке со скалы, и если останутся силы, бесплатно подняться наверх. Я сначала сомневался, но когда увидел, как на это решилась девчонка лет 15-ти, решил попробовать. И Родион тоже захотел.

Высота скалы около 30 метров, спускались обычным способом, поднимались с помощью жумара, со страховкой. Получили много новых ощущений и хорошую порцию адреналина. И что интересно, мне это даже понравилось. Вот уж не думал, что в этом походе я буду лазить по скалам :)

После возвращения с Пальца перебазировались на берег Катуни. Место здесь найти тоже непросто, почти весь берег застроен турбазами.

День 6 (30 июня)

Матрасничество :)АрхитекторНа вершине ВерблюдаСегодня снова жарко, опять весь день спасались от жары в тени. Только великий архитектор Родион сидел на берегу Катуни и возводил замок из песка :)

Выползли традиционно к вечеру. Проходя мимо небольшого аэродрома с дельтапланами, узнали сколько стоит это удовольствие. Цена в 700 р. за 5-7 минут полета повергла нас в шок и мы пошли дальше. Спрятали рюкзаки в деревьях и полезли на гору Верблюд. Склон довольно крутой, иногда приходилось лезть на четвереньках. Зато сверху открывается прекрасный вид. На турбазах за такую "экскурсию" берут 50 р. с человека. Так что сэкономили 200 р. :)

На стоянку встали у подножия Верблюда возле ручья.

День 7 (1 июля)

Сегодня последний день похода, вечером нам надо сесть в Бийске на поезд. Выходим на дорогу, стопим маршрутку, на которой доезжаем до Маймы. Там упаковываем шмотки, снова пьем чай с блинчиками и отчаливаем на автовокзал в Горно-Алтайск, где встречаем уже знакомого нам таксиста из Бийска (я не сомневался в том, что мы его еще встретим, но думал, что это произойдет в Бийске). Он был так рад нас снова увидеть, что сразу предложил довезти до Бийска всего за 1000 р.
- Дорого!
- 800!
Когда же мы встали в очередь в кассу за билетами на автобус, цена упала до 600 р. :) Но я ответил, что спешить нам некуда и мы все равно поедем на автобусе. После того, как мы купили билеты (по 105 р. с человека вместе с багажом), у таксиста настроение сразу упало и он отстал.

Приехав в Бийск, я позвонил своему знакомому Василию, с которым мы сплавлялись по Бие в 2001 г. Он подъехал к нам на вокзал, пообщались. Потом загрузились в поезд и утром следующего дня прибыли домой.

Неожиданностей в походе было конечно много. И хотя Чарыш мы не прошли (надо сказать, речка очень интересная) и жаль потерянных вещей, но зато покатались на лошадях и полазали по скалам, чего и не планировали. Так что во всем можно найти свои плюсы. Но что поход получился интересным - это однозначно.

<< На главную